російська мова

Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.
Основными целями инновационного обучения являются:
  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
  • формирование личностных качеств учащихся;
  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
  • формирование ключевых компетентностей учащихся.

    В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
    • развивающее обучение;
    • проблемное обучение;
    • развитие критического мышления;
    • технология “Метод проектов”;
    • дифференцированный подход к обучению;
    • создание ситуации успеха на уроке;
    • информационные технологии.

    При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе я успешно применяю на своих уроках следующие приемы:
    1) ассоциативный ряд;
    2) опорный конспект;
    3) мозговая атака;
    4) групповая дискуссия;
    8 сенкан;
    9) эссе;
    10) ключевые термины;
    11) перепутанные логические цепочки;
    12) дидактическая игры;
    13) лингвистические карты;
    14) лингвистические задачи;
    15) исследование текста;
    16) работа с тестами;
    17) задания поискового характера;
    18) нетрадиционные формы домашнего задания.
    Остановлюсь лишь на некоторых из них.
     Эссе -  жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Ребята, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. 5-минутное эссе обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
    1) написать, что они узнали по новой теме;
    2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
    Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.
    Для учебных проектов важно:
    1) определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;
    2) обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;
    3) выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;
    4) сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;
    5) опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);
    6) осуществить практическое выполнение плана проекта;
    7) подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.
    Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.
    Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.

    Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
    Типы домашнего задания:
    - творческая работа;
    - лингвистическое исследование текста;
    -подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным произведениям;
    - рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;
    - художественное чтение;
    - инсценировка художественного произведения;
    - исторический комментарий к произведениям (слайд-шоу);
    - создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
    - продолжение неоконченных произведений;
    - наблюдение за природой (фото и видеосъемка);
    - подготовка словарных диктантов;
    - составление вопросника к зачету по теме;
    - составление конспекта, опорных таблиц;
    - презентации (обзор героев произведения, биография писателя);
    - письмо по памяти.


    Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

    Немає коментарів:

    Дописати коментар