Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.
Основными целями инновационного обучения являются:
- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
- формирование личностных качеств учащихся;
- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
- формирование ключевых компетентностей учащихся.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- технология “Метод проектов”;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке;
- информационные технологии.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе я успешно применяю на своих уроках следующие приемы:
1) ассоциативный ряд;
2) опорный конспект;
3) мозговая атака;
4) групповая дискуссия;
8 сенкан;
9) эссе;
10) ключевые термины;
11) перепутанные логические цепочки;
12) дидактическая игры;
13) лингвистические карты;
14) лингвистические задачи;
15) исследование текста;
16) работа с тестами;
17) задания поискового характера;
18) нетрадиционные формы домашнего задания.
Остановлюсь лишь на некоторых из них.
Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Ребята, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. 5-минутное эссе обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.
Для учебных проектов важно:
1) определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;
2) обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;
3) выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;
4) сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;
5) опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);
6) осуществить практическое выполнение плана проекта;
7) подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.
Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
- творческая работа;
- лингвистическое исследование текста;
-подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным произведениям;
- рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;
- художественное чтение;
- инсценировка художественного произведения;
- исторический комментарий к произведениям (слайд-шоу);
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
- продолжение неоконченных произведений;
- наблюдение за природой (фото и видеосъемка);
- подготовка словарных диктантов;
- составление вопросника к зачету по теме;
- составление конспекта, опорных таблиц;
- презентации (обзор героев произведения, биография писателя);
- письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
Немає коментарів:
Дописати коментар